Как живут наши моряки торгового флота?

Описываем ситуацию в гражданском флоте. Мысли снизу, так сказать, от простого работника торгового флота. На объективность и красивые слова не претендуюем, излагаем частное видение.

Подготовка экипажей.

Это принято с далеких советских времен — подготовка комсостава флота производится в морских академиях и колледжах. В то же время на прогнившем Западе все офицеры коммерческого флота имеют образование не выше уровня колледжа.

моряки торгового флота

Мы тут ни в коем случае не считаем Запад эталоном для подражания. Но данная система более верна, так как для эксплуатации судового оборудования уровня нашего техникума хватает с лихвой. Высшее образование должны иметь инженеры-кораблестроители, и это многим моим коллегам видится достаточным. Пять лет в морской академии – это слишком долго для простого эксплуатационника, это просто перерасход бюджетных денег. Результат тот же, что и у выпускника морского колледжа (3,5 лет).

Практика морская

Плавательская практика курсантов – это проблема последних 15 лет. Пройти нормальную стажировку для курсанта сейчас очень нелегко, ибо нет того обилия пароходств и рыбодобывающих предприятий, как было во время СССР. В советские времена денег, заработанных на полугодичной практике (по крайней мере на рыбопромысловом флоте), было достаточно для обеспечения себя и супруги до конца обучения! Сейчас курсанты работают в основном за компот. Даже не за еду. А те курсанты, у кого уже есть свидетельства матросов и мотористов, не могут никуда устроиться – ибо на флоте есть старые зубры. И даже после окончания мореходки, при наличии всех документов, у них минимум шансов уйти согласно своей квалификации на офицерской должности. То есть, опять пожалуйте — матросом

Аттестация

Согласно Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении ими вахты моряк должен пройти соответствующие курсы тренажерной подготовки, действующие 5 лет. Стоимость всего этого, например, для судоводителей, доходит до 1 тыс. долларов (для танкеристов и того больше). Большая часть моряков платит это из своего собственного кармана!

Далее в Службе капитана морского порта — соискатель сдает множественность тестов и зачетов. Сама тестирующая программа «Дельта» — образец маразма! Большая часть вопросов мало сопоставима с реальной морской работой. Недавно введена обязательная пересдача всего этого «золотого набора» каждые 5 лет. На Западе моряк только лишь подтверждает свой опыт предоставлением соответствующих документов без всяких испытаний (у нас так недавно и было)!

Штаты Служб капитанов портов раздуты до немыслимых пределов! Отношение с их стороны к морякам прямо скажем, скотское.
Только у нас существует вкладной талон к рабочему диплому, где морякам делают проколы за всевозможные нарушения (как когда-то в правах). Очень веселый пункт № 9 – «Нарушение прочих правил и инструкций». Каких? Да вплоть до нарушения технологии приготовления яичницы! Маразм! Три «дыры» по одному пункту в год, и твой диплом недействителен. Пересдавайте-с. Ни чихнуть, ни пернуть! Отличный рычаг подавления моряков!

Требования по медкомиссии – чуть ли не как в космонавты! Поэтому практически во всех морских поликлиниках процветает коррупция и взяточничество.

Трудоустройство моряка

На нашей многострадальной земле у моряка не много выбора, ибо советский флот развален и распродан, а то, что осталось – это в основном рухлядь. Сам процесс работы у российского судовладельца (под российским флагом) особо приятных эмоций не доставляет. Зарплата, например второго помощника капитана в Мурманском морском пароходстве около 800 евро. Негусто.

Плюс к этому моряк должен регулярно сдавать жесточайшую внутреннюю аттестацию (уже имея все государственные и международные документы!) на соответствие требованиям компании целой куче береговых дармоедов! Такое – только у нас! Для неморяков поясню: представьте, вы приходите устраиваться на работу водителем (уже имея права), а вас заставляют на предприятии проходить экзамены на те же права, а через год сдавать их опять! Весело, да? Еще как!

Штат береговых работников пароходств раздут до чудовищных размеров! Сплошная клановая семейственность! Заход в родной порт для моряка – сущее испытание! Как мухи на гавно слетаются различные проверяющие от компании-судовладельца: по технике безопасности, по пожарной безопасности, по предотвращению загрязнения моря, капитаны-наставники, механики-наставники, инспектора по системе управления безопасностью и т.д. Последние – порой неквалифицированные пацаны-юристы, никогда на флоте не работавшие. А ведь есть еще и государственные проверяющие кровопийцы: пожарники, экологи, санэпидстанция и т. д. Так что вырваться домой повидать жену и детей – это зачастую нереально (а рейс длится 4-6 месяцев). Оформление всей кучи бумаг по приходу и отходу – отдельная песня! Тут мы успешно соперничаем с портами Африки и Кубой. Заход в другой российский порт чуть менее тягостен, так как нет проверяющих дармоедов от родной компании.

Непосредственно матчасть, то бишь суда, изношены до предела. Эксплуатация такой рухляди – постоянная борьба на выживание. Честь и хвала нашим механикам. На них чуть что вешают всех собак. У нас ведь всегда виноват экипаж!!!

Плюсы работы на родине: «белая» зарплата (смехотворная), оплата курсов тренажерной подготовки (см. выше), медкомиссии и трудовой стаж. Пожалуй и все…

Трудоустройство за рубежом

С развалом Советского Союза для российских моряков открылось «окно в Европу». В 90-е годы заработки наших моряков за рубежом (в основном у западноевропейских судовладельцев) были действительно приличными по отношению к ценам на товары и услуги в России того десятилетия.

В нулевые годы цены в России росли быстрее, чем зарплаты даже за рубежом. Положение моряков ухудшилось, но не катастрофически.
Основные плюсы работы на «буржуев»: относительно неплохая зарплата, отсутствие «нашего» российского маразма, прессинга со стороны судовладельцев и портовых властей, разумные медицинские требования (если проходить медкомиссию «там»), а также суда в более лучшем состоянии (как правило). Причем береговой штат западных фирм минимален, дармоедов там не держат.

Минусов тоже хватает. Во-первых – срочные контракты по 4-6 мес. По истечении контракта никто не обязан трудоустраивать моряка. Это его забота. А понравился ли моряк предыдущему «дяде» — вопрос субъективный. Большинство фирм требует характеристики от предыдущего судовладельца. Многие компании пишут их инкогнито, не показывая моряку. Компании по найму экипажей (крюинговые компании) поддерживают связь друг с другом и неугодных не берут. Т.е. русский моряк тут бесправен!

Во-вторых – все расходы по морским документам, тренажерной подготовке и медкомиссии несет сам моряк.

В-третьих – никакого трудового стажа моряк не зарабатывает, т.к. работает «там». При этом наши налоговые органы пытались обложить нас налогами! При этом трехцветное государство ничего взамен не давало.

Отношение к российским морякам за рубежом далеко не самое лучшее. Нам ненавязчиво дают понять, что мы люди третьего сорта. Списать русского моряка с судна не так уж и сложно – про профсоюз смотри выше… Зато списать Его Величество Филиппинского (Танзанийского, Бирманского) Матроса – целая проблема, ибо их профсоюзы не дремлют (это второй сорт моряков). При этом русскому рядовому составу (матросам, мотористам) устроиться за рубеж нереально вообще! Великая Морская Держава — Филиппины — оккупировала все…
Показателен такой случай. В одной греческой компании русский старший помощник капитана пытался списать с судна за профнепригодность матроса из Танзании (Великая Африканская Держава). В итоге списали его самого за… межнациональную рознь. Как вам такое отношение к нам?

Хотя надо признать, что при всем этом отношение к нам «там» не такое скотское, как у нас в родной стране (парадокс!).

В последнее время в связи с мировым экономическим кризисом и, как следствие, падением мирового фрахта, выросла безработица среди русских (и не только) моряков. Что дальше – большой вопрос… Большая часть моряков желала бы работать у нас в стране, а не на «буржуев». Только на нормальных судах, под эффективным и вменяемым менеджментом, с разумными требованиями по аттестации и медкомиссии, ну и за адекватное вознаграждение, разумеется. Но это пока остается мечтой…

Как живут наши моряки торгового флота?: Один комментарий

  1. Спасибо большое за отличную статью, мне очень пригодится ваша информация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *